Ну, кто мог предположить, что всего одна статья на тему картавости создаст такой резонанс! Если честно, за прошедший год я получила десятки писем с мольбами о помощи. Одна история меня просто шокировала . 13 –летнему ребенку на просьбу сводить его к логопеду родители ответили: «Вот вырастишь, будешь делать, что хочешь! Пока живи так».
Вот и получается, что отчаявшиеся люди обращаются к google, который предательски по запросу картавости выводит мой сайт на первые позиции. И если о радио я знаю много, то логопедом себя назвать не могу точно. Но я нашла выход. После долгого анализа врачебной деятельности логопедов, я обратилась к Елене Ольштинской. Она ответила на мои вопросы и оставила контакты для всех, кто действительно хочет раз и навсегда решить для себя проблему картавости.
Экспертное мнение логопеда
Елена Ольштинская
Логопед-дефектолог высшей квалификационной категории. Опыт работы 18 лет. Закончила ЛГПИ им. Герцена, курсы повышения квалификации при АППО: “Логопедический массаж”, “Неврологические аспекты изучения детей с ограниченными возможностями здоровья”.
Мой многолетний опыт работы логопедом с детьми и со взрослыми по исправлению произношения показывает, что для того, чтобы научиться правильно произносить звуки детям и взрослым требуется разное количество времени и зависит это не только от умения и опыта логопеда. Взрослые чаще всего обращаются с проблемами в произношении звука Р.
Бывают случаи, когда можно научиться произносить этот звук за несколько занятий. Сейчас выпускается много различных книг по артикуляционной гимнастике. Среди многообразия артикуляционных упражнений необходимо выбрать упражнения, подготавливающие речевой аппарат к произношению требуемого звука.
Для звука Р рекомендуются следующие упражнения:
“Лошадка” Необходимо улыбнуться и открыть рот. Затем пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите за тем, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
“Грибок” (на растягивание подъязычной уздечки) Необходимо улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если не удаётся присосать язык, можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.
“Дятел”. Упражнение помогает научиться произносить широким кончиком языка за верхними зубами звуки Д- Д –Д
“Мотор” На выдохе нужно произносить звуки Д-Д, как в предыдущем упражнении или звук Ж и с помощью соски, одетой на шпатель совершать под кончиком языком колебательные движения из стороны в сторону, при этом должен быть слышен звук, немного похожий на звук Р.
Все эти упражнения необходимо выполнять регулярно. Стоит помнить, что лучше заниматься по 15-20 минут каждый день, чем по часу один раз в неделю.
Дизартрия
Но не всегда звуку Р можно научиться с помощью этих упражнений самостоятельно, тогда потребуется помощь специалиста. Укороченную уздечку языка в большинстве случаев можно растянуть с помощью вышеуказанных упражнений. Бывают случаи, когда с нормальной уздечкой языка произношение звука Р не получается при интенсивной и долгой работе. Значит, у таких людей есть проблемы неврологического характера и можно говорить о дизартрии.
Дизартрия-нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающая в результате поражения заднелобных и подкорковых отделов мозга.
У взрослых дизартрия не сопровождается нарушением фонематического слуха.
При дизартрии необходимо комплексное лечебно-педагогическое воздействие, т.е. логопедическая коррекция должна проводиться на фоне медикаментозного лечения. Прогноз неопределённый, зависит от степени дизартрии.
Мягкий Р’ и горловое Р
В русском языке буква Р обозначается двумя звуками - твёрдым Р и мягким Р’. При произнесении твёрдого звука Р кончик языка поднят к нёбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, при произнесении мягкого звука Р’ кончик языка продвигается чуть дальше от зубов.
От твёрдого звука Р мягкий звук Р’ часто ставится по подражанию.
Встречаются взрослые и дети, которые не могут произносить твёрдый звук, а мягкий звук могут произносить одноударно, т.е. без вибрации кончика языка или наоборот, таким людям можно поставить звук Р твёрдый от звука Р мягкого или наоборот, учитывая разницу в произношении этих звуков.
Если произношение звука Р – горловое, т.е. “французское”, то постановка звуков Р и Р’ производится традиционным способом, как и при отсутствии звука.
Взрослым, в отличие от детей, требуется большее время для постановки звука Р и для его автоматизации, т.к. произношением звуков у нас управляет мозг и необходимо сломать старый динамический стереотип и выработать новый, а это требует времени. Возрастных ограничений для того, чтобы научиться произносить звук Р нет, но есть индивидуальные различия и возможности.
Контакты логопеда
Связаться напрямую с Еленой Ольштинской можно через группу Вконтакте или по электронной почте:
vkontakte.ru/club17504033
elenaolsh@mail.ru
Я очень надеюсь, что картавость больше не будет отвлекать вас от мысли стать радиоведущим!!!!
Юлиана Романова